19 февраля 2016
Сбербанк, «Газпром» и МТС получили монополию на свои фирменные цвета: зеленый, синий и красный

Что произошло

В конце 2015 – начале 2016 года Роспатент зарегистрировал красный, зеленый и синий цвет в качестве товарных знаков Сбербанка, «Газпром» и МТС. Таким образом, компании закрепили за собой права на оттенки: у Сбербанка это «зеленый цвет, соответствующий Pantone 349», у МТС – «красный, Pantone 485», у «Газпрома» – «синий, Pantone 300CV».

Ключевые моменты

Регистрация указанных товарных знаков означает, что компании получили монополию на использование определенных оттенков соответствующих цветов для индивидуализации товаров и услуг в своем сегменте рынка: МТС - красный - на рынке услуг связи,  Газпром – синий – в нефтегазовой промышленности и энергетике, Сбербанк – зеленый – в сфере сберегательных банков и банковских услуг.

Ранее Сбербанк, «Газпром» и МТС уже получили регистрацию своих логотипов в качестве общеизвестных товарных знаков. Поэтому регистрация моно-цвета в качестве товарного знака является частью стратегии «тотальной» защиты бренда.

Вывод

Поскольку регистрация распространяется только на основные виды деятельности Сбербанка, «Газпром» и МТС, другие компании смогут по-прежнему использовать указанные цвета для своих товаров и услуг в других областях. Тем не менее, у данных правообладателей появляются широкие возможности для претензионной и судебной работы, поскольку указанные цвета, особенно в банковской сфере и на рынке услуг связи, являются одними из базовых. Это особенно важно для борьбы с недобросовестной конкуренцией в виде так называемого паразитического маркетинга (“ambush marketing”).

Рекомендации

Полученная монополия на фирменный цвет не аннулирует более ранние регистрации с использованием аналогичных или сходных цветов. Однако компаниям, которые используют данные цвета, следует тщательно и комплексно проанализировать перспективы своих брендов. Например, очевидно, что монополия на цвет будет препятствовать дальнейшим регистрациям товарных знаков с использованием фирменных цветов в той же области.

Возможно, вслед за гигантами российского бизнеса о получении эксклюзивных прав на свой фирменный цвет всерьез задумаются и другие компании. Формально, препятствий для такой регистрации нет, один из примеров – ярко-розовый цвет средств бытовой химии, зарегистрированный Роспатентом в качестве товарного знака еще в 2006 году. Тем не менее, такие регистрации являлись до настоящего нетипичными для российской и практики.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ