26 мая 2020
Эффект домино: чем опасен мораторий на банкротства? | комментарий Евгения Гурченко для «РБК Петербург»

Одной из мер господдержки бизнеса во время пандемии стал запрет на возбуждение дел о банкротстве налогоплательщиков, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, а также системообразующих и стратегических предприятий. Правительство 6 апреля ввело полугодовой мораторий на банкротство таких компаний, предоставив сопутствующие гарантии.

Как предполагалось, это позволит защитить финансово устойчивые компании в сложной ситуации — и с началом восстановления экономики они смогут хотя бы частично вернуть свое финансовое положение, сохранить рабочие места и продолжить нормальную работу. Однако в результате появился высокий риск того, что вместо компаний, защищенных государством, обанкротятся их партнеры и контрагенты.

О неминуемом всплеске числа банкротств после окончания моратория РБК Петербург рассказали представители крупнейших юридических компаний. Эксперты дали советы, как защитить себя от злоупотреблений мораторием. […]

Евгений Гурченко, руководитель судебно-арбитражной практики АБ ЕПАМ в Санкт-Петербурге

«Введение моратория на банкротства ослабляет стандартные рыночные механизмы и может привести к тому, что фактические банкроты продолжат работу, создавая тем самым для контрагентов риски потери денежных средств. Во-первых, мораторий не обусловлен тем, что причиной ухудшения финансового состояния стала пандемия (в то время как некоторые европейские страны установили такое требование). Поэтому под мораторий попадают в том числе и компании, которые находились в сложном состоянии еще до пандемии.

Во-вторых, финансовая модель многих компаний, попавших под мораторий, не предполагает высокую рентабельность. Если эти компании не получат финансовую поддержку от собственников бизнеса, кредиторов или государства, в итоге они также окажутся банкротами.

В-третьих, всегда есть компании, которые используются не самым добросовестным образом. Для них процедура банкротства может стать частью плана по выводу активов, а мораторий дает время на подготовку к банкротству.

При этом нельзя забывать о возможном эффекте домино: мораторий предполагает не только ограничения на инициирование банкротства, но и запрет на принудительное взыскание задолженности с подобных компаний. Как следствие, кредиторы таких компаний не смогут получить задолженность и рискуют сами обанкротиться.

Чтобы защитить себя, нужно сделать несколько простых шагов. Прежде всего, нужно проверить, распространяется ли на вашу компанию мораторий, а также оценить, насколько он отвечает вашим интересам. Так, например, режим моратория предполагает запрет на выплату дивидендов, а также может создать риски для совершения сделок. Возможно, есть смысл заявить об отказе в его применении.

Если есть риск того, что платежеспособность компании не восстановится, необходимо рассмотреть следующие варианты действий: заблаговременно разработать возможные предложения для кредиторов по реструктуризации задолженности; начать переговоры со своими кредиторами и получить от них письменные согласия на заключение мирового соглашения в процедуре банкротства, возбужденной после отмены моратория.

Даже если ваша компания под условия моратория не попадает, следует проверить контрагентов и учесть следующие риски: действующий запрет на обращение взыскания на активы должников фактически равнозначен отказу от исполнения контрактов на период моратория. Компании освобождаются от неустойки и иных финансовых санкций за просрочку исполнения денежных обязательств. Возникают риски того, что сделки, которые совершаются компаниями, будут оспорены. Приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям (аресты сохраняются).

Эти ограничения могут серьезно сказаться на возможности нормальной работы с такими контрагентами. Поэтому можно рассмотреть возможность контрагента отказаться от действия моратория. Другим вариантом может быть переход на авансовую систему расчетов с таким контрагентом, приостановка контрактов, по которым есть риск существенных задержек платежей. Важно не забывать про прагматичный подход к оценке ваших контрагентов и постоянно мониторить их финансовое состояние, анализировать количество исков, взаимодействовать с их руководством и собственниками, чтобы понять их реальное финансовое состояние».

Автор: Елена Домброва / РБК

С полным текстом публикации можно ознакомиться на сайте издания по ссылке.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Евгений Гурченко

Евгений Гурченко

Санкт-Петербург